date

03.02.2021

shows

1474

Поделиться

Автор:

Пармёнов Артур

Цветовая температура в дизайне интерьеров

При первом знакомстве с вопросом вызывает удивление более высокая температура в Кельвинах для холодного, а низкая – для теплого света. Действительно, по принятой градации теплый свет – это до 3500К, холодный – выше 4500К, а между ними лежит нейтральный диапазон. Недоумение снимается сведениями из курса физики о свечении абсолютно черного тела и сдвиге излучения при увеличении нагрева к синей части спектра. Если на этот вопрос ответить легко, то выбрать цветовую температуру для комнат, ванной и коридора своего дома или квартиры сложнее. При этом важно учитывать не только собственные вкусы и мнения дизайнеров интерьеров, но и рекомендации врачей, психологов.

Что говорит наука, нормы и стандарты

Психологи, на основании восприятия человеком цветовой температуры источников света, дают очевидную рекомендацию – нейтральными и холодными тонами освещать помещения и зоны активности, теплыми и нейтральными – отдыха.

Исследования врачей и ученых предупреждают о нежелательности интенсивного использования источников со светом синих оттенков (выше 4500К). Длительное воздействие таких лучей утомляет сетчатку глаза, и в перспективе вызывает проблемы со зрением. Отечественный надзорный орган Роспотребнадзор пошел дальше и приказал отказаться в общем освещении общественных и учебных помещений от светодиодных ламп с цветовой температурой выше середины нейтрального диапазона 4000К. Санитарные врачи и чиновники аргументировали решение северным расположением и климатом страны, недостатком естественного теплого освещения.

При этом холодный свет для уличного освещения остается предпочтительным именно с психологической точки зрения. При лампах фонарей до 3500К проезжая часть и тротуары кажутся полуосвещенными или сумрачными, а с повышением цветовой температуры – комфортными и даже праздничными.

Ещё одна рекомендация врачей говорит о нежелательности эклектики – освещения с использованием, например, установленных в одной люстре ламп различной цветовой температуры. В этом случае возникает психофизиологический дискомфорт, когда организму не понятно к чему готовиться – ночному отдыху или трудовому дню.

Игры цветов в освещении

Если собрать мнения заказчиков и специалистов, проанализировать дизайн-проекты, то статистика покажет, что в жилье холодный свет используется не более чем в 10% случаев. Поэтому хозяева и светодизайнер чаще выбирают между теплыми и нейтральными тонами. Но в этом случае правильная рекомендация – не выбор между, а эргономичное использование обоих вариантов.

Холодный и нейтральный свет отвечают по характеристикам и человеческому восприятию утреннему и дневному естественному освещению. Поэтому такое искусственное освещение нужно проектировать для функциональных рабочих зон. Для зон отдыха, соответственно, подбираем «прохладные» источники света.

Эта рекомендация понятна, но каким делать общее освещение? Также не ясно, что делать, если зона, а ещё чаще комната в целом по-разному используются утром или вечером, в будние и выходные дни. Требующий меньшего времени на проектирование и реализацию вариант – нейтральное общее освещение верхнего яруса и теплое – в зональном и среднем ярусе. В этом случае вечером в гостиной люстра или заменяющий её каскад подвесов не включаются или используются совместно с теплыми источниками света в бра, торшерах, светодиодных лентах под потолком, мебелью.

Другой вариант потребует больших, но не чрезмерных размышлений и усилий. – Верхнее освещение также делают многовариантным. Простейшее решение – установить в люстре 3 «холодных» лампы для утра и дня, а ещё три «теплых» для вечера. Включаются группы ламп разными клавишами выключателя. Причем важно не забывать о приведенной выше рекомендации врачей и не нажимать обе клавиши одновременно.

В спальне и ванной решать задачу проще. – Общее освещение проектируют в расчете на бодрящее утро, а теплый нижний свет создаст умиротворяющую обстановку перед сном или на время принятия ванны.

Тонкости

В заключение приведем ряд частных советов дизайнеров интерьеров:

  • Теплое свечение «сглаживает» контуры и несколько искажает цвета мебели, стен
  • Нейтральное и холодное освещение добавляет контрастности общей картине и точно передает цвета элементов интерьера
  • В традиционно воспринимаемых «теплыми» стилях прованс, рустик даже отдельный источник холодного света будет выглядеть эклектично
  • Карнизную светодиодную подсветку рекомендуется делать холодной или нейтральной – расположенные предельно близко к стене или потолку источники теплого света создают «эффект запачканных поверхностей».

Комментарии

*— Поля обязательные для заполнения

Ваша оценка*:
Вы уже оценивали эту статью, ваш голос не будет учтён

Товар добавлен в корзину

Товар добавлен в сравнение